Дистанционный прием граждан по юридическим вопросам
В целях правового информирования граждан и оказания им бесплатной юридической помощи, сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека в Смоленской области совместно с членами Смоленского регионального отделения Ассоциации юристов России на базе Смоленской областной универсальной научной библиотеки им. А.Т. Твардовского организован и проведен плановый дистанционный прием жителей Руднянского района в режиме видеосвязи.
Использование такой формы правового консультирования обусловлено востребованностью у сельских жителей, получения квалифицированной юридической помощи. Консультации в режиме видеосвязи позволяют охватить большее количество людей, проживающих в муниципальных образованиях Смоленской области. Обратившихся на приеме к специалистам граждан интересовали следующие вопросы:
- основания предоставления жилья по договору социального найма;
- условия и порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- порядок формирования потребительской корзины (товары продовольственного назначения) для пенсионеров;
- предусмотренные действующим законодательством сроки выплаты заработной платы;
- возможность, при отказе, вернуться к получению набора социальных услуг;
- условия оформления пенсии до достижения пенсионного возраста;
- порядок принятия наследства по истечении установленного срока.
По вопросу постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, специалистами были даны пояснения, что в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса РФ к законным основаниям, по которым происходит признание нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановка на учет относятся следующие факторы: недостаточность квадратных метров на каждого члена семьи; отсутствие удобств и несоответствие жилья санитарным нормам и нормам безопасности; проживание с больным человеком и возможность заразиться от него; проживание в комнатах, не изолированных друг от друга, граждан, не состоящих в родстве; проживание на постоянной основе в условиях общежития, если человек не на учёбе или сезонной работе; проживание в съёмном жилье на протяжении нескольких лет. Так же, обратившиеся граждане получили консультацию по порядку постановки на соответствующую очередь.
Касаясь формирования потребительской корзины, заявители были проинформированы о нормативных правовых актах, регламентирующих данный вопрос. В частности: Федеральный закон от 24.10.1997г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 28.01.2013г. N 54 «Об утверждении методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации». Согласно указанным документам потребительская корзина - это минимальный объем продуктов для обеспечения жизнедеятельности. Она не является прожиточным минимумом. Потребительская корзина - это расчетная цифра, которая является критерием для определения нуждаемости. Иными словами исходя из дохода семьи (если он ниже данной величины) определяется право получить социальную помощь от государства.
Относительно возможности вернуться к получению набора социальных услуг, специалистами разъяснен соответствующий порядок. А именно:
если человек однажды отказался от набора социальных услуг в пользу денежных выплат (написал по этому поводу заявление в ПФР), он добровольно лишает себя права на бесплатную лекарственную помощь. Но по закону он может передумать и написать заявление в ПФР о возобновлении предоставления набора социальных услуг, и ему вновь будут положены бесплатные лекарства. Если человек подаст такое заявление до 1 октября текущего года, то льготы в натуральном виде ему вернут с 1 января будущего.
По всем заданным на приеме вопросам специалистами даны необходимые юридические консультации и оказана юридическая помощь. Принимая во внимание положительные отзывы граждан о проведенном приеме в режиме видеосвязи, учитывая их пожелания, практика использования данного формата правового консультирования и оказания бесплатной юридической помощи будет продолжена в дальнейшем.