Прием граждан по юридическим вопросам
В рамках плановых мероприятий по правовому просвещению и оказанию бесплатной юридической помощи сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека в Смоленской области совместно с членами Смоленского регионального отделения Ассоциации юристов России на базе ГБУК «Смоленская областная универсальная научная библиотека им. А.Т.Твардовского» проведен прием граждан.
Обратившиеся к специалистам заявители в ходе проведения приема имели возможность оперативно получить интересующую их правовую информацию. Пришедшие на прием граждане интересовались следующими вопросами:
- ответственность за предоставление некачественных коммунальных услуг;
- внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма;
- уплата налога на недвижимое имущество;
- принятия наследства по истечении установленного срока;
- порядок обращения за получением материальной помощи;
- судебный порядок решения межличностных споров (в том числе защита чести и достоинства).
По вопросу об ответственности за предоставление некачественных коммунальных услуг, говоря о реализации и защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере, специалисты пояснили, что Жилищным кодексом РФ (ЖК РФ) определен четкий порядок расчета оплаты за услуги ЖКХ. С введением данных нормативных положений стало проще получить перерасчёт за некачественно оказанные коммунальные услуги - если в квартире скачет напряжение, батареи плохо прогреваются или из крана идёт ржавая вода и т.д. Такими действиями нарушаются требования статьи 7.23 КоАП. За несоблюдение нормативов предоставления коммунальных услуг предусмотрены штрафные санкции. Действующим законодательством также предусмотрено наказание для управляющих компаний за ошибки в квитанциях ЖКХ. Ранее жильцам приходилось очень сложно отстаивать свои законные интересы, так как постоянно возникал вопрос - кто будет делать перерасчёт: управляющая компания или ресурсоснабжающая организация? Теперь ответ на этот вопрос подробно прописан в ЖК РФ.
Специалисты разъяснили, что по новым правилам требовать перерасчёта жильцы должны у той организации, с которой у них заключён договор на обслуживание. Если с управляющей компанией, то у неё, а если напрямую с ресурсоснабжающей организацией, то там. Когда договор заключён с УК, жилец пишет туда заявление на перерасчёт. Далее не имеет никакого значения, кто виноват в некачественном оказании услуги. Если даже виновата не УК, то она всё равно обязана сделать перерасчёт, а потом уже самостоятельно разбираться с ресурсоснабжающей организацией и требовать от неё компенсации. При этом следует понимать, что прежде чем потребовать перерасчёт, надо собрать доказательства того, что с качеством услуг ЖКХ есть проблемы.
Касаясь вопроса возможности внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма, заявителям разъяснено, что по общему правилу, в соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет. При этом частью 2 указанной статьи предусмотрены случаи, когда жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, а именно:
- гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
- гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в специальном Перечне, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения РФ № 987н от 29.11.2012г.
По обращению о порядке принятия наследства по истечении установленного срока заявителям разъяснены соответствующие условия, предусмотренные статьей 1155 Гражданского кодекса РФ, В частности, по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок, и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали. Наследство может быть принято наследником по истечении срока, установленного для его принятия, без обращения в суд при условии согласия в письменной форме на это всех остальных наследников, принявших наследство.
Относительно порядка обращения за получением материальной помощи специалистами доведена информация о том, что для предоставления материальной помощи гражданин либо его законный представитель подает заявление о предоставлении материальной помощи на бумажном носителе и пакет документов в сектор социальных выплат, приема и обработки информации смоленского областного государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат, приема и обработки информации» по месту жительства (месту пребывания) гражданина или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) по месту жительства (месту пребывания) гражданина. Размер материальной помощи определяется исходя из конкретных объективных обстоятельств, послуживших причиной обращения за материальной помощью. При этом максимальный размер материальной помощи в виде денежных средств не может превышать 21 000 рублей на одного гражданина. Материальная помощь предоставляется гражданину не более одного раза в год.
По всем иным вопросам, обратившиеся на приеме граждане получили необходимые юридические консультации, что должно способствовать разрешению поставленных ими вопросов в рамках действующего законодательства.