Резолюция участников Круглого стола по теме: «Обеспечение реализации прав граждан на жилище и благоприятную окружающую среду при осуществлении уплотнительной (точечной) застройки»
Р Е З О Л Ю Ц И Я
участников Круглого стола по теме: «Обеспечение реализации прав граждан на жилище и благоприятную окружающую среду при осуществлении уплотнительной (точечной) застройки»
г. Смоленск «23» апреля 2015 г.
Обсудив проблемы реализации прав граждан на жилище и благоприятную окружающую среду при развитии застроенных территорий, участники Круглого стола полагают, что уплотнительная (точечная) застройка оказывает влияние на санитарно-эпидемиологическое благополучие, создавая риски для здоровья жителей: переуплотненность школ и детских дошкольных учреждений; недостаточность инсоляции жилых помещений; недостаточность водоснабжения; избыточную нагрузку на системы водоотведения и мусороудаления; увеличение загазованности придомовых территорий от автотранспорта; снижение рекреационного потенциала придомовых территорий. В случае острой необходимости ведения уплотнительной застройки, она должна производиться с соблюдением Градостроительного кодекса РФ, других законодательных актов в данной сфере и исключать нарушения прав граждан.
В целях упорядочения деятельности органов исполнительной власти и строительных организаций по выполнению городских инвестиционных строительных программ, формируемых на основе Генерального плана муниципального образования, Правил застройки территорий, обеспечения прав граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, прав физических и юридических лиц при осуществлении градостроительной деятельности полагаем необходимым рекомендовать:
- Органам государственной власти Смоленской области и местного самоуправления, уполномоченным на разрешение вопросов в сфере градостроительной деятельности обеспечить приоритетное значение не реализации уплотнительной застройки, а осуществлению проектов по возведению жилых комплексов на свободных незастроенных территориях;
- Администрации Смоленской области рассмотреть возможность создания межведомственной комиссии (с привлечением представителей органов надзора и контроля в сфере строительной деятельности, органов местного самоуправления, органов территориального общественного самоуправления, руководителей строительных организаций, членов общественных объединений). Возложить на нее выявление и разрешение проблем, связанных с нарушением прав граждан при возведении зданий и сооружений в существующей застройке населенных пунктов;
- Органам государственной власти Смоленской области и местного самоуправления, уполномоченным на разрешение вопросов в сфере градостроительной деятельности, обеспечить гласность и открытость принятия градостроительных решений, в том числе через организацию работы градостроительного совета, как совещательного органа при управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска;
- Органам местного самоуправления не допускать нарушения действующего законодательства в части обязательного проведения публичных слушаний по установленным в законодательстве вопросам, учитывать их результаты при принятии градостроительных решений;
- Органам местного самоуправления необходимо разработать нормативный правовой акт, устанавливающий механизм участия общественности в принятии решений по вопросам градостроительства, порядок проведения согласительных процедур с населением, а также критерии учета мнения граждан;
- Компетентным органам решения о размещении отдельных объектов капитального строительства на территориях городских округов области, особенно застроенных, принимать только при наличии планировочной документации, разработанной для данных территорий, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, прошедшей публичные слушания в установленном порядке, с предшествующей профессиональной оценкой;
- Органам местного самоуправления изучить ранее принятые решения о размещении отдельных объектов капитального строительства на территориях сложившейся жилой застройки, строительство которых не началось, и в случае установления нарушений градостроительного, земельного и природоохранного законодательства, конституционных прав и свобод граждан, внести предложения об исключении данных объектов из планов строительства; рассмотреть варианты размещения указанных объектов на иных свободных территориях;
- Органам местного самоуправления разработать нормативный правовой акт об установлении общественного контроля за проведением публичных слушаний по вопросам застройки населенных пунктов (с установлением статуса наблюдателей);
- Исключить из практики органов местного самоуправления выделение земельных участков под строительство объектов различного назначения без утвержденных проектов планировки развития застроенных территорий (квартала микрорайона или его части) и проектов межевания застроенных территорий, прошедших процедуру публичных слушаний. При этом разработку проектов планировок развития застроенных и свободных от застройки территорий (в случаях, когда планировочная документация выполняется по инициативе муниципалитетов) не объединять в один проект с проектом межевания данных территорий;
- Исключить практику размещения объектов капитального строительства на благоустроенных и озелененных территориях и на придомовых территориях сохраняемой, не подлежащей уплотнению, опорной жилой застройки; размещения на застроенных территориях сохраняемой застройки объектов нового капитального строительства, не предусмотренных социальными городскими программами.