И вечный перерасчет…

И вечный перерасчет…

Тысячи строк написаны о новых правилах оплаты ЖКХ, сотни жалоб смолян направлены в управляющие компании и прокуратуру, не счесть гневных телефонных звонков. Все это вызвано постановлением правительства РФ, номер которого 354.
Вопросов больше, чем ответов. Систематизировать их попытались в рамках «круглого стола», который провел уполномоченный по правам человека в Смоленской области Александр Капустин. Заседание продолжалось около 2 часов. Присутствовали все заинтересованные стороны, включая жильцов многоквартирных домов. Цель высокого собрания – правила предоставления коммунальных услуг должны быть понятны всем, и за индивидуальное потребление, и за общедомовые нужды надо платить, но реальную сумму, а не взятую с потолка. Ресурсоснабжающие организации, в свою очередь, должны обеспечить прозрачность своих расчетов. Вот те две основополагающие проблемы, решив которые можно снизить социальную напряженность, возникшую в обществе.

upolchel.admin-smolensk.ru
07.12.2012

Тысячи строк написаны о новых правилах оплаты ЖКХ, сотни жалоб смолян направлены в управляющие компании и прокуратуру, не счесть гневных телефонных звонков. Все это вызвано постановлением правительства РФ, номер которого 354.
Вопросов больше, чем ответов. Систематизировать их попытались в рамках «круглого стола», который провел уполномоченный по правам человека в Смоленской области Александр Капустин. Заседание продолжалось около 2 часов. Присутствовали все заинтересованные стороны, включая жильцов многоквартирных домов. Цель высокого собрания – правила предоставления коммунальных услуг должны быть понятны всем, и за индивидуальное потребление, и за общедомовые нужды надо платить, но реальную сумму, а не взятую с потолка. Ресурсоснабжающие организации, в свою очередь, должны обеспечить прозрачность своих расчетов. Вот те две основополагающие проблемы, решив которые можно снизить социальную напряженность, возникшую в обществе.

Не платить за соседа

Общедомовые нужды – это вечный перерасчет. Кто-то в доме не сообщит о показаниях счетчика, кто-то из жильцов находится в отпуске, кто-то забудет, а кто-то и вовсе не намерен передавать показания счетчика. Итог – заоблачная плата за ОДН для добросовестных жильцов. Установили правильные объемы индивидуального потребления – пересчитали в следующем месяце плату для всех потребителей. И так до бесконечности.
Закон несовершенен, но пока это закон. Приспосабливаемся и вырабатываем алгоритм действий. Главное – на общем собрании жильцов выбрать Совет дома, который будет отвечать за всё, что происходит в здании.
И уже Совет дома будет снимать показания индивидуальных приборов учета, проверять корректность расчетов, законность подключения к электросетям сторонних потребителей, соответствие заявленных в платежках квадратных метров с реальными, возможность капитального ремонта сетей, количество реально проживающих в квартирах и так далее.
Первый шаг, который необходимо предпринять всем жильцам в новых условиях, – одновременно снять показания всех приборов учета в многоквартирном доме с 23 по 25 числа каждого месяца. 26-го передать показания по назначению.
С последним – трудности. Смоленскэнергосбыт до сих пор (3 месяца прошло с начала действия новой системы оплаты, а постановление было вообще выпущено в начале мая 2011 года) не обеспечило население удобными способами передачи показаний. Сейчас оправдываются за «заоблачные» начисления ОДН по электроэнергии: население виновато в том, что не умеет «правильно, вовремя, снять показания». В результате, как сказала представитель Смолэнергосбыта Ирина Анищенко, получается правильный расчет (делается специалистами сбыта – Т.Ш.), но не корректный (из-за глупого населения – Т.Ш.).
А кто нам объяснял? В вышеназванном постановлении 80 страниц текста, да еще и приложения, где, кстати, сформулированы требования к качеству услуг, порядок перерасчета за некачественную услугу. Напечатаны там и расчетные формулы для определения платы за коммунальные услуги отдельно для многоквартирных и индивидуальных домов, комнат в коммуналках и т.д. Понять все это неподготовленному человеку (99 процентов населения) НЕВОЗМОЖНО!

Коммунальный ликбез

Населению областного центра никто не потрудился разъяснить новые правила оплаты жилья. Администрация, более других заинтересованная в собирании платежей за ЖКХ, не дала указаний своему информационно-аналитическому управлению. Те и не побеспокоились…
А вот в Вязьме пошли по правильному пути. Как рассказал глава Вяземского городского поселения Александр Клименков, с апреля в округе издается газета «Мой город», которая разъясняет населению все нововведения в системе ЖКХ. Таким образом, жители Вязьмы всегда оповещены, как будут меняться положение дел в ЖКХ и тарифы.
В Смоленске роль просветителя выполняют сами жильцы. Юрий Ипатов, председатель совета дома № 9 по 2-й Краснинской улице рассказал:
– Мы на собрании, как это положено по жилищному кодексу, приняли решение, что в статью расходов на содержание и ремонт дома нужно включить обязанность управляющей компании снимать показания счетчиков индивидуальных и общедомовых одновременно.
Немногие знают, что индивидуальные приборы учета электроэнергии старше 16 лет считаются недействительными. Также на собрании мы приняли решение заменить счетчики во всех квартирах. Оптом это оказалось дешевле – 1113 рублей с квартиры.
Что касается квитанций об оплате за тепло ТСК. Мы отказались платить напрямую. Это может быть сделано лишь после решения общего собрания. До этого – только управляющей компании. Ни глава администрации Смоленска, ни первый заместитель губернатора не могут заставить нас платить за услугу теплосетевой компании. С таким же успехом они могут нам рекомендовать платить за тепло в парикмахерскую! По этому вопросу я обращался к заместителю руководителя жилищной инспекции, в управляющую компанию. Управляющая компания не выставляет нам квитанции по оплате тепла и не дает нам вразумительного ответа по этому вопросу.
И.о. руководителя Роспотребнадзора Сергей Рогутский сообщил, что много жалоб населения на порядок оплаты квитанций. Сбербанк предлагает оплачивать услуги только через терминал, ссылаясь на некие правила. Таких правил нет! Если оператор не принимает платежи, отправляя человека к терминалу, на него можно пожаловаться руководству филиала.

Итоги

Участники круглого стола отметили крайне сложную ситуацию, связанную с нерешенностью вопросов в сфере ЖКХ, отсутствием взаимодействия управляющих компаний с жильцами и ресурсоснабжающими организациями.
Были приняты рекомендации администрации области и органам местного самоуправления, депутатам областной Думы. Скорее всего, постановление №354 будет доработано. Депутаты Смоленской областной Думы готовят предложения по усовершенствованию федерального законодательства.
Нам же предстоит по-прежнему жить по новым правилам и требовать эффективного управления своим домом. Самое главное, почувствовать себя собственником жилья с вытекающими отсюда действиями. Могут же автовладельцы грудью стоять за своих железных коней: вовремя менять масло и резину, платить за техобслуживание сегодня, а не «когда будут деньги», искать для них лучший сервис. Словом, вкладывать реальные деньги за реальные услуги. Вот так и с квартирой надо…

P.S.

После заседания «круглого стола» 3 декабря, на еженедельной планерке в администрации города Смоленска глава администрации Заднепровского района города Юрий Новосельцев сообщил, что специалисты администрации района участвуют в общих собраниях жильцов многоквартирных домов и разъясняют смолянам порядок оплаты общедомовых нужд. По итогам встреч принято решение создать инициативную группу, которая 23-24 декабря пройдет по десяти «проблемным» домам, снимет показания счетчиков и выявит несанкционированные подключения.
По словам генерального директора ОАО «Жилищник» Александра Ковалева, больше всего обращений граждан по вопросу оплаты общедомовых нужд касается электроснабжения. За минувшую неделю таких обращений поступило более 200. В результате проведенных проверок выявлено 19 несанкционированных подключений к электроснабжению нежилых помещений. Выданные предписания исполняются владельцами помещений незамедлительно, ведь при отсутствии реакции подача электричества прекращается уже через 10 дней. В целом же «проблемными» в части оплаты ОДН можно считать не менее 10% домов, обслуживаемых «Жилищником».
В Администрации города Смоленска пройдет совещание по вопросам оплаты общедомовых нужд. По словам Николая Алашеева, необходимо совместными усилиями выработать схему, при которой управляющие компании будут заинтересованы в мониторинге потребления гражданами общедомовых ресурсов и не будут перекладывать ответственность на собственников жилья.

 

Татьяна Шатыркина  (Областная независимая газета "Смоленские новости")

07 декабря 2012 года

Назад

Основные разделы

Услуги и сервисы

© Уполномоченный по правам человека в Смоленской области, 2024

(4812) 65-28-85 тел./факс.: 8 (4812) 65–28-85
E–mail: upch67@admin-smolensk.ru
Почтовый адрес: 214000, г. Смоленск, ул. Дохтурова, д. 3, 6 этаж

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!