• Главная
  • СМИ о нас
  • «О соблюдении прав детей-инвалидов, проживающих на территории Смоленской области»

«О соблюдении прав детей-инвалидов, проживающих на территории Смоленской области»

«О соблюдении прав детей-инвалидов, проживающих на территории Смоленской области»

Дети – зеркало общества, настоящее и будущее любой страны. Отношение к детям, наряду с отношением к старшему поколению, наиболее точно определяет состояние и уровень развития общества.

В современных условиях особую озабоченность вызывают нарушения конституционных прав детей-инвалидов. Решение проблем детской инвалидности требует особого внимания и должно быть направлено на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, социальных, культурных и политических прав. Права детей-инвалидов закреплены в Конвенции о правах ребенка, Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования; Декларации о правах умственно-отсталых лиц; Декларации о правах инвалидов; Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов. После принятия Конституции Российской Федерации права детей-инвалидов были закреплены в Семейном кодексе Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, а также в Законе РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», в Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в ФЗ от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», в ФЗ от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и других. Особое значение имеет ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющий государственную политику, в том числе и в области социальной защиты детей-инвалидов.

upolchel.admin-smolensk.ru
01.09.2012

Дети – зеркало общества, настоящее и будущее любой страны. Отношение к детям, наряду с отношением к старшему поколению, наиболее точно определяет состояние и уровень развития общества.

В современных условиях особую озабоченность вызывают нарушения конституционных прав детей-инвалидов. Решение проблем детской инвалидности требует особого внимания и должно быть направлено на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, социальных, культурных и политических прав. Права детей-инвалидов закреплены в Конвенции о правах ребенка, Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования; Декларации о правах умственно-отсталых лиц; Декларации о правах инвалидов; Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов. После принятия Конституции Российской Федерации права детей-инвалидов были закреплены в Семейном кодексе Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, а также в Законе РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», в Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в ФЗ от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», в ФЗ от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и других. Особое значение имеет ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющий государственную политику, в том числе и в области социальной защиты детей-инвалидов.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют общие для всех детей права: на жизнь, на воспитание в семейном окружении, на получение бесплатной медицинской помощи, на образование, право не подвергаться жестокому или унижающему обращению. Кроме того, к основным правам детей-инвалидов относятся также права на реабилитацию, санаторно-курортное лечение, на обеспечение специальными средствами передвижения, на безбарьерный доступ к жилым зданиям, учреждениям образования и здравоохранения, спортивным сооружениям, местам отдыха и учреждениям культуры.

К сожалению, приходится констатировать, что несмотря на, казалось бы, значительную законодательную базу, список нарушений прав детей-инвалидов достаточно велик. Проблема нарушения конституционных прав детей-инвалидов неоднократно поднималась в официальных российских и международных документах. Указывалось на нарушение конституционного права на образование и социальную интеграцию детей-инвалидов, на отсутствие действенной государственной системы поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов. Это остается серьезной проблемой и является одной из главных причин социального сиротства детей-инвалидов. Кроме того, доля детей-инвалидов с отклонениями в умственном и психическом развитии, детей, постоянно живущих в интернатных учреждениях, достигает 30 процентов и имеет тенденцию к увеличению.

Право ребенка жить и воспитываться в семье распространяется на всех детей, в том числе на детей-инвалидов. Но на практике большинство семей, воспитывающих ребенка-инвалида, являются неполными. Зачастую рождение больного ребёнка становится причиной разрушения семьи. Мать бывает вынуждена одна нести все бремя забот о ребенке-инвалиде. Расходы на больного ребенка, в силу объективных причин, бывают очень ощутимы для семейного бюджета. Часто, чтобы обеспечить уход за ребенком-инвалидом, мать вынуждена оставить работу. Поэтому большинство семей, воспитывающих ребёнка-инвалида, имеют доход ниже прожиточного минимума. Основная причина этого - неприемлемые социально-экономические условия, в которые поставлены многие семьи с детьми-инвалидами.

В связи с этим возникает острая необходимость изменить и дополнить нормы федерального законодательства, регламентирующего права детей-инвалидов, выработать механизмы неукоснительного исполнения уже принятых законов и в целом скорректировать государственную политику по улучшению положения детей. Издан Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». В нем одной из основных проблем детства обозначена проблема «социальной исключенности уязвимой категории - детей-инвалидов», которым необходимо уделять особое внимание, способствовать их реабилитации и интеграции в общество. Реализация Национальной стратегии предусматривает равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства.

В Смоленской области уже на протяжении многих лет со стороны различных социальных институтов осуществляется активная социальная поддержка детей, нуждающихся в помощи, разрабатываются и принимаются специальные программы, позволяющие существенно улучшить помощь семьям, в которых растут дети-инвалиды.

В регионе в 2011 году показатель лиц, впервые признанных детьми-инвалидами, составил 25,6 на 10 тысяч детского населения (по РФ данный показатель 26,0). Структура заболеваний, явившихся основанием для установления категории «ребёнок-инвалид» при первичном освидетельствовании и переосвидетельствовании на протяжении многих лет стабильно выглядит так:

1 место – врождённые аномалии развития и хромосомные нарушения;

2 место – психические расстройства и расстройства поведения;

3 место – болезни нервной системы.

Статистические данные свидетельствуют, что в Смоленской области количество детей-инвалидов в течение последних лет находится примерно на одном уровне и составляет более двух тысяч человек.

Более 70% детей-инвалидов проживает в городах Смоленской области.

К сожалению, данные о числе детей-инвалидов не отражают истинную картину детской инвалидности, поскольку далеко не все дети своевременно проходят полное медицинское обследование, что затрудняет выявление заболеваний, своевременное установление детям инвалидности, их лечение и адаптацию. Необходимо создание единой системы учета детей-инвалидов.

При этом особое внимание нужно обратить на работу с семьями, воспитывающими детей-инвалидов. Необходимо оказывать всестороннюю помощь и поддержку таким семьям. Одним из компонентов долгосрочной областной целевой программы «Дети Смоленщины», реализуемой в Смоленской области с 1995 года, является комплекс мероприятий, направленных на решение этой задачи. «Особым» детям и семьям, в которых они воспитываются, предоставляются возможности принимать активное и участие во всех областях жизни общества, позволяющее им развивать свой потенциал.

Необходимо предпринимать меры к развитию различных форм альтернативного семейного устройства детей-инвалидов, в настоящее время воспитывающихся в интернатных учреждениях.

Заслуживает изучения и распространения положительный опыт регионов, направивших свои усилия и финансовые средства на развитие институтов профилактики сиротства, а также усыновления, опекунства, приемных и патронатных семей. Этот опыт необходимо применить для наиболее незащищенной группы - для детей-инвалидов, что потребует создания по месту их жительства условий для коррекционно-педагогической реабилитации.

Результаты социологических исследований в целом по стране показывают, что у большинства детей-инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата возникают трудности при пользовании общественным транспортом, посещении спортивных сооружений и мест отдыха. В Смоленской области учреждения культуры, здравоохранения и спорта также не в полной мере отвечают требованиям по созданию доступной среды жизнедеятельности детей- инвалидов, так как в большинстве своем не имеют пандусов, поручней, лифтов, нуждаются в расширении дверных проемов. Строительство и реконструкция зданий осуществляется без учета требований доступности. Социальное такси функционирует только в г. Ярцево. Таким образом, формирование доступной среды для детей-инвалидов в Смоленской области находится пока на низком уровне.

К сожалению, разрешить эти проблемы невозможно без изменения отношения к инвалидам в общественном сознании.

Важнейшей задачей является организация в системе общего образования так называемого интегрированного образования детей-инвалидов, что признано мировым сообществом основной формой социальной интеграции детей-инвалидов.

В нарушение законодательства органы управления образованием не обеспечили в достаточной степени разработку примерных учебных планов и образовательных программ для детей-инвалидов с выраженными отклонениями в умственном развитии; не созданы также условия для обучения и воспитания детей-инвалидов в образовательных учреждениях.

В г. Смоленске уже несколько десятилетий успешно работает МБДОУ детский сад № 3 комбинированного вида, где дети с ограниченными возможностями здоровья получают необходимые им помощь и развитие. Однако, согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утверждённому приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 2562 от 27 октября 2011 г., дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. На практике же дети с ограниченными возможностями здоровья по достижении возраста семи лет в силу особенностей физического развития оказываются не готовы к дальнейшему обучению. Несовершеннолетние вынуждены обучаться на дому, а зачастую не продолжают обучение вообще, что не способствует их дальнейшей социализации и интеграции в общество. Для детей с ДЦП не приспособлена ни одна школа. Необходима организация обучения детей с отклонениями в развитии, создание центра лечебной педагогики.

В апреле 2012 года на базе СОГБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» состоялось заседание «круглого стола» по проблемам детей с расстройствами аутического спектра. В ходе дискуссии стало очевидно, что маленьким аутистам просто необходимо свое особое место - специальный центр для работы не только с ребятами, но и их семьями. Для начала необходимо создание единой межведомственной рабочей группы, которая изучит существующую проблему в целях её дальнейшего конструктивного разрешения.

Значительная часть трудностей обучения и воспитания детей-инвалидов в системе образования связана с острым дефицитом квалифицированных кадров - коррекционных педагогов (педагогов-дефектологов), психологов, воспитателей и социальных педагогов, недостаточным уровнем их подготовки. Очень многие выпускники факультетов коррекционной педагогики и специальной психологии (дефектологических) не идут работать в специальные (коррекционные) образовательные учреждения из-за неадекватной зарплаты и низкого престижа труда учителя-дефектолога. Особенности обучения детей-инвалидов как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, так и в системе общего образования требуют внесения существенных изменений в учебные планы не только факультетов коррекционной педагогики и специальной психологии (дефектологических), но и ряда других (прежде всего, факультетов дошкольного воспитания и учителей начальных классов).

Если вопросы реализации права каждого ребенка на образование поднимаются как государственными, так и общественными организациями, то вопросы общего развития детей-инвалидов, в том числе культурного и спортивного, приходится решать семье и отдельным энтузиастам. Необходим комплексный межведомственный подход в их разрешении. Опыт работы некоторых образовательных, муниципальных и общественных организаций показывает, что дети-инвалиды способны заниматься в драматических и танцевальных кружках, спортивных секциях, участвовать в конкурсах и олимпиадах, реализовывать себя в живописи и музыке. При этом дети, имеющие возможности развития за пределами семьи и образовательных учреждений, испытывают меньшее чувство неполноценности, психологического дискомфорта, впоследствии легче интегрируются в общество.

С целью социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями на территории области функционируют 2 детских социозащитных учреждения, имеющих стационарные отделения, и 15 специализированных (коррекционных) школ и школ-интернатов для детей, имеющих различные нарушения: слуха, речи, зрения, интеллекта, опорно – двигательного аппарата. Свыше 1200 детей-инвалидов в области вовлечены в образовательный процесс.

Современные методы диагностики позволяют выявить большинство отклонений в развитии ребенка (хотя бы на уровне группы риска) уже в возрасте до трех лет. Несмотря на это, единая система раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи до настоящего времени не создана, и только немногие дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, получают коррекционно-педагогическую помощь в раннем возрасте.

Право на реабилитацию должно обеспечивать полноценную жизнь ребенка-инвалида, его социальную интеграцию, полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной, профессиональной деятельности и должно быть направлено на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности.

На основании индивидуальной программы реабилитации ребенку-инвалиду могут быть предоставлены технические средства реабилитации и оказаны услуги по медицинской, социальной, профессиональной, психолого-педагогической реабилитации.

Важнейшей составляющей процесса реабилитации является профессиональная подготовка с обеспечением возможности дальнейшего трудоустройства. Необходимо решить проблему оценки доступности рабочих мест для инвалидов с детства с учетом объективно имеющихся у них трудовых ограничений.

Кроме того, нуждается в совершенствовании система медико-социальной экспертизы и комплексной реабилитации инвалидов в целом.

Особо остро стоит вопрос о нарушениях прав детей-инвалидов - воспитанников интернатных учреждений. Работа по установлению правового статуса детей и оформлению необходимых документов в некоторых детских специализированных учреждениях организована крайне неудовлетворительно, что приводит к нарушению жилищных и имущественных прав воспитанников. Одной из причин полной незащищенности детей в детских домах-интернатах является их закрытость, отсутствие внешнего контроля за соблюдением прав воспитанников.

В системе социальной помощи в настоящее время возрастает роль организаций негосударственного сектора: общественных объединений, ассоциаций, благотворительных фондов, организаций родителей детей-инвалидов. Дополняя работу государственных структур образования, здравоохранения и социальной защиты населения, гражданское общество изыскивает новые пути организации социального пространства помощи детям. Благодаря конструктивной и твердой позиции гражданского общества могут решиться многочисленные проблемы соблюдения прав детей-инвалидов, может быть оказана помощь семьям таких детей.

Имеются и положительных тенденций в решении проблем детей с ограниченными возможностями здоровья. Как уже отмечалось, в регионе действует долгосрочная областная целевая программа «Дети Смоленщины», в которую включена программа «Дети-инвалиды». Кроме того, в рамках долгосрочной областной программы «Создание беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями, проживающих на территории Смоленской области, к объектам социальной инфраструктуры» на 2010-2012 годы оборудуются здания и сооружения для беспрепятственного доступа к ним лиц с ограниченными возможностями, приобретаются автомобили, оснащённые подъёмником для инвалидов-колясочников, низкопольные автобусы. Для всех образовательных учреждений г. Смоленска приобретены пандусы.

В соответствии с программой модернизации здравоохранения Смоленской области, с 2010 года работает Центр здоровья для детей. В 2012 году началось открытие межмуниципальных медицинских педиатрических центров, что позволит оказывать комплекс медицинских услуг с применением необходимого оборудования в одном месте, повысит эффективность работы амбулаторно-поликлинической службы региона. Приобретается медицинское оборудование для диагностики и лечения детей-инвалидов, проводится индивидуальная реабилитационная работа. В 2010 году было реализовано в полном объеме 77,9% индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов, в 2011 году – 86,2%. Ведущим звеном в системе учреждений для детей-инвалидов является СОГБУ «Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями и инвалидов молодого возраста «Вишенки». В его деятельности используются различные формы оздоровления и реабилитации и, кроме того, привлекается внимание общественности к потребностям детей с особыми нуждами, расширяется круг общения ребят.

Кроме того, создан сайт для лиц с ограниченными возможностями «Смоленщина без границ», где инвалиды могут получить необходимую информацию. Однако считаем, что потенциал у созданного сайта гораздо шире – назрела необходимость создания форума для общения лиц данной категории, поскольку, учитывая их ограниченные физические возможности, это сможет стать дополнительным шагом к социализации и развитию таких людей.

Хотелось бы, чтобы подобные проекты были реализованы не только в региональном центре, но и во всех муниципальных образованиях Смоленской области. Для достижения успеха необходимо несколько слагаемых: взаимодействие региональных, муниципальных органов власти и общественности, привлечение грантовых и благотворительных средств, волонтеров. При этом помощь спонсоров и волонтеров не должна подменять реализацию государственных гарантий по поддержке детей-инвалидов.

 

Михайлова Н.А., Гончаров И.В.

Журнал "Восхождение" (июль-сентябрь 2012 года)

 

Назад

Основные разделы

Услуги и сервисы

© Уполномоченный по правам человека в Смоленской области, 2024

(4812) 65-28-85 тел./факс.: 8 (4812) 65–28-85
E–mail: upch67@admin-smolensk.ru
Почтовый адрес: 214000, г. Смоленск, ул. Дохтурова, д. 3, 6 этаж

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!